Что случилось
Утром в субботу здесь, на перегоне между станицей Вышестеблиевской и поселком Волна, в трех километрах южнее поселка Приморский с рельсов сошли принадлежащие ЗАО «Таманьнефтегаз» цистерны поезда с сырой нефтью, четыре из них загорелись. К месту происшествия (по данным пресс-службы ОАО «РЖД», ЧП случилось на подъездных путях необщего пользования, принадлежащих все той же нефтегазовой компании и ведущих к ее же терминалу) выехали пожарные бригады. В течение нескольких часов они потушили разлившийся мазут, в работах участвовали почти 350 человек и более 30 единиц техники, а также пожарный поезд.
Площадь разлива нефти после крушения составила до 300 кв. м, а площадь открытого горения — 120 кв. м. Пламя поднималось в высоту до 20 метров. Несколькими пенными атаками возгорание удалось ликвидировать, на это потребовалось 20—25 минут. Чтобы предотвратить новый пожар, были созданы пенные подушки. По информации краевого управления МЧС, в ходе проведения аварийно-восстановительных работ удалось откачать все 660 тонн разлившихся нефтепродуктов. Затем сошедшие цистерны поставили на железнодорожное полотно.
Состав шел по дороге, принадлежащей частной компании, вдали от населенных пунктов. Именно поэтому ЧП не привело к жертвам, нет и пострадавших.
Почему
Непосредственной причиной крушения стал не техногенный, а человеческий фактор. Во всяком случае, так объясняет происшедшее официальная версия: виновниками считаются неизвестные злоумышленники, которые сняли соединяющие рельсы накладки. При сходе вагонов якобы возникла искра, которая и привела к возгоранию.
Начавшееся следствие уже принесло некоторые плоды. На месте происшествия были найдены вещи, доказывающие умышленное повреждение рельсов: вязаная шапка и мобильный телефон, которые, возможно, принадлежат преступникам. В настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 267 УК РФ, предусматривающей наказание за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
Однако обнаружение шапки и телефона само по себе не может что-либо объяснить. Появление их на месте ЧП может быть вызвано какими угодно причинами. Так что с повестки не снимаются и техногенный характер крушения, и возможность вины в нем самого собственника цистерн — ЗАО «Таманьнефтегаз».
И уж точно эти находки не могут унять беспокойства местных жителей.
— К сожалению, большинство инвесторов, которые внедряют свои проекты в нашем районе, сначала думают, как заработать, а уже потом, как обеспечить безопасность этих проектов, — констатирует депутат Совета Темрюкского района Вадим Новопашин. — Авария продемонстрировала низкое качество железной дороги, ведущей в Волну, несоответствие ее техническим нормам и нормам безопасности, плохое обслуживание. Строили дорогу военные, отношение у них к строительству было соответствующим. Дорога построена на плывунах и огрехи при ее строительстве могут оборачиваться вот такими авариями.
Последствия
Депутат надеется, что «Таманьнефтегаз» извлечет урок из этой аварии и примет меры по обеспечению безопасности эксплуатации своей железной дороги. В том числе и по обеспечению охраны составов с опасными грузами, пока что система их охраны — совершенно нулевая. Тем более что здесь собираются везти не только сырую нефть, но и гораздо более опасные грузы.
Как считает Андрей Рудомаха, один из активистов Экологической вахты по Северному Кавказу, терминал по перевалке нефти и сжиженных углеводородов компании «Таманьнефтегаз» является одним из наиболее опасных транспортных объектов на Черноморском побережье России. «Против этого проекта активно выступали местные жители и общественные экологические организации, — говорит он, — но их мнение было проигнорировано. Произошедшая авария показывает, что безопасность эксплуатации нефтегазового терминала и железной дороги к нему совершенно не обеспечены».
Между тем в конце минувшей недели компания «Росхимтрейд» сообщила о намерении в 2013 году начать строительство перевалочного комплекса жидких химических продуктов в порту Темрюк. В настоящее время проект проходит все процедуры согласования. Первая очередь комплекса будет рассчитана на перевалку 200 тысяч тонн в год, вторая позволит нарастить объем до 500 тысяч тонн.
Есть и другие примеры прихода в Темрюкский район крупных компаний, инвестирующих в промышленность. Так что Таманский полуостров ждет стремительное увеличение техногенной нагрузки. А вместе с этим возрастет опасность аварий, подобных субботней, и повышается уровень угроз для проживающих и отдыхающих здесь людей. Если внимание компаний к вопросам безопасности, в том числе и экологической, не увеличится, о курортных перспективах территории придется забыть.