Темные пятна истории кубанского казачества

Краснодарский край по праву считается одним из центров казачества в России

Более того, кубанские казаки уже превратились в своего рода бренд – «визитную карточку» региона, известный далеко за его пределами. Правда, усердно работая над внешним имиджем, мы почему-то стали забывать историю образования Кубанского казачьего войска. В среде казаков бытует мнение, что местные историки и высокопоставленные лица преднамеренно ее искажают. В частности, не утихают споры о том, кого считать первым атаманом ККВ. С целью восстановления исторической справедливости «МК» на Кубани» начинает серию публикаций на эту тему.

Краснодарский край по праву считается одним из центров казачества в России

«Украинизация» всея Кубани

О том, что кубанские казаки являются потомками запорожцев, высадившихся у берегов Таманского полуострова, нам вещается уже порядка пятнадцати лет. Причем, не кем-нибудь, а первыми лицами краевой администрации и Кубанского казачьего войска. Упоминание о том, что Екатерина Великая подарила наш край запорожским казакам, и с 1792 года началось освоение Кубани, стало вполне привычным для местного населения. Еще бы! Ведь выступая перед народом, чиновники стремятся подчеркнуть сей факт при каждом удобном случае. А историки Кубанского государственного университета успешно навязывают это суждение.

Украинизация Краснодарского края закрепляется на уровне документов, школьных учебников по кубановедению, портретных галерей и музеев. Издаются буклеты «Атаманы Кубани» – в которых нет места для атаманов линейного войска, прибывших на Кубань задолго до запорожцев. Историю освоения запорожцами Кубани подтверждают и памятники, установленные в Краснодаре. Даже музей-станица «Атамань», в которой усилиями первых лиц края воссоздан быт казаков XVIII века, указывает: Кубанское казачье войско создали запорожцы. А значит, и Кубань прямо или косвенно принадлежит Украине, этакий запорожский «филиал» на юге России.

Не случайно время от времени возобновляются разговоры о факультативном преподавании в кубанских школах украинской мовы или, хотя бы кубанской балачки (черноморский диалект украинского языка – прим. ред.) основу которой составляет все тот же украинский. На фоне падения общего уровня грамотности русского населения ничего более «актуального» и придумать нельзя... А почему бы в программу образования на Кубани не включить таджикский или узбекский? Опять же, по желанию. Как факультатив.

По мнению заслуженного деятеля науки и образования Кубани Юрия Мишанина (доктор биологических наук, профессор Кубанского государственного технологического университета, Академик РАЕ), история образования Кубанского казачьего войска сильно искажена. Бывший атаман ККВ Владимир Громов, пребывая на этом посту в течение 17 лет (с 1990 по 2007 гг), с помощью местных историков-экспертов В.Н. Ратушняка, Б.Е. Фролова и Н.А. Корсаковой просто-напросто переписал историю кубанского казачества. И теперь у простых казаков, жителей и гостей нашего края сформировано мнение, что первыми атаманами ККВ являются запорожцы Захарий Чепега, Антон Головатый, Тимофей Котляревский. Однако эти люди были атаманами запорожцев – Черноморского казачьего войска – но никогда не были атаманами Кубанского казачьего войска.

Почему же во всех казачьих штабах, отделах, куренях, кадетских корпусах и даже в школах историческая хронология атаманов ККВ начинается именно с Чепеги, Головатого и Котляревского, т.е. начиная с 1792 года? Годом образования войска почему-то считается 1860-й. Но что же было до этого периода? Вспомним, в 1996 году Краснодарский край широко отмечал 300-летие Кубанского казачьего войска. Куда же делись атаманы ККВ, начиная с 1696 года, и почему почти сто лет местные историки вычеркнули из истории Кубани?

«Образование» и «старшинство»

В учебниках «Кубановедение для 3-4 класса» представлена карта заселения запорожцами Краснодарского края. В детском сознании закрепляется первенство Черноморского (запорожского) казачьего войска в образовании ККВ, потому что о настоящих первенцах, линейных казаках – донцах и хоперцах, заселявших Кубань с 1696 года – в учебнике не сказано ни слова.  Ни в учебниках, ни в публичных документах нет даже упоминания о том, что регион осваивался «одновременно» с северо-востока донскими казаками, а с запада – казаками Черноморского казачьего войска, т.е. запорожцами.

Однако первое упоминание в официальных документах Хоперского полка как основной части Кубанского казачьего войска датируется именно этим годом, а вовсе не годом высадки запорожцев на Кубани. Существует конкретный исторический документ: Приказ по военному ведомству №106 от 1874 года, на основании которого Хоперскому полку, принимавшему участие в составе русских войск в Азовском походе, присвоено старшинство с 1696 года.

Между тем, специалисты из департамента науки и образования Краснодарского края утверждают, что «старшинство Войска и дата образования Войска – не одно и тоже». Это как понимать? Старшинство присвоено войску, которого еще не существовало? Вряд ли в царское время в военном ведомстве были возможны подобные «ляпы».

Но, даже согласившись с трактовкой чиновников департамента, было бы логично считать родоначальником Кубанского казачьего войска именно Хоперский полк, а не Черноморское войско запорожцев. Ведь Хоперский полк старше.

Об основании ККВ в своей книге «Кубанское казачье войско. 1696-1888» пишет историк Фелицын, именем которого назван музей в Краснодаре. Название исторического очерка П.П. Короленко «Двухсотлетие Кубанского казачьего войска. 1696-1896», изданное в 1896 году, также говорит само за себя. Кстати, оба историка пережили 1860 год, но почему-то ни тот, ни другой не упоминают его как год основания Кубанского казачьего войска.

На каких же «исторических данных» основываются сегодняшние местные историки - Громов, Ратушняк, Зенгин, Балабаев?

По одной из версий современных историков, Фелицына и Короленко просто заставили указать 1696 год в качестве года образования Войска. Интересно, кто и зачем? На памятнике Екатерине Великой указан год основания 1696-й. Снова заставили?

А вот цитаты со стелы, расположенной рядом с Театральной площадью: «Кубанскому казачъяму войску Екатеринодарское городское общество въ ознаменованIе двухъ-сотъ-летIя войска. 8 сентября 1896 г». И на другой стороне: «Въ благополучIе императора Николая II исполнилось двухъ-сотъ-летIе Кубанского казачьего войска образовавшегося въ 1860 году изъ войскъ черноморского и части линейного казачъяго войска по старшинству старейшего изъ входящихъ въ составъ его Хоперского полка».

То есть в 1860 году произошло слияние войск. Кубанскому казачьему войску сейчас 316 лет, начиная со времени его образования. Однако местные историки и чиновники занимают довольно-таки странную позицию, продолжая утверждать, что считать годом образования ККВ 1696 нельзя! По их мнению, в то далекое время на Кубани были казаки донские, терские, и другие, но не как единое Кубанское казачье войско. А ККВ было образовано только в 1860 году! Позвольте, но ведь всякое большое начинается с малого. И Москва начиналась с нескольких домов, однако датой ее основания считается первое упоминание в исторических документах.

Кстати, на заре советской эпохи казаки были ликвидированы как сословие. Так может, нам следует считать годом образования ККВ 1991? Ведь в советское время казаков на Кубани не было, был рабочий класс, интеллигенция, творческая и нетворческая, и другие представители советского общества.

Отцы-основатели

Разница между временем появления на Кубани запорожцев и временем образования Кубанского казачьего войска довольно внушительная. Так кого же справедливо считать первым атаманом ККВ?

В учебнике «История Кубани» (Краснодар, 2000 г., стр.70) указано, что атаманом первого Кубанского казачьего войска был Савелий Пахомов. Также говорится, что он оставался атаманом «по крайней мере, до 1709 г.». Жили казаки в своем войсковом центре, городе Копыле (район современного Славянска-на-Кубани). Быть может, портрет Пахомова повесить первым в ряду атаманов Кубани?

Но нет! Как же в таком случае праздник – дата высадки запорожских казаков на Тамань, который с недавнего времени так широко празднуется на Кубани? В сентябре 2009 года с помпой праздновали открытие «Атамани». В пламенных речах руководством края восхвалялись казаки-запорожцы, но не было ни слова о казаках, которые на протяжении 96 лет до высадки запорожцев жили на территории края!

«Построенной, широко разрекламированной новой станицей «Атамань»  вольно или невольно была подчеркнута принадлежность Кубани Украине, – считает Юрий Мишанин. – Вот они, запорожцы, «первые» прибыли на Кубань и с этого момента началось ее освоение! «Атамань» никакого отношения не имеет к Кубанскому казачьему Войску и России – это подарок Украине».

Действительно, если войсковым центром считался город Копыл, намного логичнее было бы построить музей-станицу в окрестностях Славянска-на-Кубани.

Кстати, помимо «Атамани» в дополнение к идее доминирующей роли запорожцев в истории ККВ, в центре Краснодара установлен барельеф «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану». Вот только письмо это писали не на Кубани, а на территории Украины, на острове Хортица, где было расположено Запорожское войско. Возможно, в ближайшем будущем в краевом центре появятся памятники Чепеге и Головатому, но они опять-таки будут относиться лишь к украинской ветви ККВ. Почему же руководство нынешнего Кубанского казачьего войска так обделяет вниманием русских атаманов, донских казаков? Почему не памятник Пахомову?

Местные историки винят его в отсутствии какой-либо связи, как с Черноморским, так и с Кавказским линейным и с нынешним Кубанским казачьим войском. И «вообще он был избран атаманом за несколько лет до 1696 г». Но какая может быть связь Пахомова с Черноморским войском, если с 1696 по 1792 годы и духу этого Черноморского войска не было на Кубани? Какая может быть связь с Кавказским войском, если Хоперский полк поселился на Кубани в 1716 году? Ну, а то, что Пахомов был избран атаманом войска до 1696 года, еще больше подтверждает его право считаться первым Атаманом ККВ.

По мнению Николая Долуды, атамана ККВ, Пахомова нельзя считать таковым еще и по той причине, что «назвать старовера первым атаманом Кубанского казачьего войска, все равно, что день перепугать с ночью!!!» Вот это да! А бывшего члена КПСС Громова назвать атаманом и поместить в галерею портретов, значит, можно? О роли коммунистической партии в судьбе казачества мы уже упоминали, но что плохого для казачества и православия сделали староверы?

Хорошо, коль раскольникам не место в галерее первых атаманов, поищем других. Быть может, атаман Петр Мурзенко, прибывший на Кубань в 1688 году с «тремя крупными партиями донских казаков, основавших между Темрюком и Копылом городки», достоин чести называться основателем ККВ? О нем в своей книге «Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г» писал, как ни странно, Валерий Ратушняк. Правда, книга была издана в 1996 году, наверное, в те времена, украинизация кубанского казачества еще не расцвела таким махровым цветом.

Согласно «Исторiи Кубанского казачьяго войска», в 1744 году атаманом кубанских казаков был Яким Игнатович. Почему бы Игнатовича не включить в состав первых Атаманов войска и не поместить его портрет в галерее портретов впереди Чепеги?

А почему бы не считать основателем ККВ князя Потемкина, силами которого Кубань была присоединена к Российской империи? Если верить тому же Щербине, по Указу Екатерины Великой 1 марта 1790 он был назначен Великим гетманом, т.е. атаманом Екатеринославских и Черноморских казачьих войск. Кто, как не Потемкин, записанный в казачью общину под именем Грицько Нечесы, сделал все возможное, чтобы переселить запорожцев на Кубань? Ведь без его ходатайства этого бы не случилось.

Однако сегодня имя крупнейшего военного и государственного деятеля времен Екатерины Великой почему-то нигде в Краснодарском крае не упоминается. Его именем не называются улицы, в его честь не устанавливаются памятники (правда, фигура князя все-таки присутствует на памятнике Екатерине Великой). Именно фельдмаршал Потемкин командовал войсками на Кавказе с 1776 по 1791 годы, под его руководством к России был присоединен Крым, заложен Черноморский флот. Да и в целом историческая роль Потемкина в истории Кубани многократно больше роли того же Чепеги.

Но, по мнению Николая Долуды, портрет князя тоже нельзя поместить в галерею первых атаманов, потому что он был поставлен атаманом войска «в знак уважения к казакам и за заслуги в русско-турецкой войне». Видимо, для г-на Долуды это большая новость, что атаманов выбирают за определенные заслуги. И потом, разве сам нынешний атаман ККВ был выбран на должность не по той же причине?

Кстати, когда в 1860 году произошло объединение войск – Линейного (донские казаки) и Черноморского (запорожцев) в единое Кубанское казачье войско, наказным атаманом его был выбран генерал Николай Евдокимов. Но почему же в буклетах и школьных учебниках нет его портрета?

Похоже, на наших глазах в очередной раз переписывается история. Нынешнее Кубанское казачье войско старается всеми силами вычеркнуть из своей истории русских атаманов, да при этом чиновники от казачества еще и смеют называть себя благодарными потомками. Когда же, наконец, прекратится это оболванивание народа и будет восстановлена историческая справедливость? Ведь кубанские казаки – потомки не только Чепеги и Головатого, но и Платова, Ермака, Потемкина, Пахомова, Евдокимова и других славных сынов России.

Продолжение следует...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру