Абоненты под прицелом

Старые схемы телефонного мошенничества на новый лад

"МК" на Кубани" неоднократно информировал читателей о наиболее популярных схемах SMS-мошенничества (см. серию публикаций "Опасные связи" в 2004—2005 гг., "Навязчивый сервис" и "Недетские игры — 1, 2" в 2010 г.). Однако телефонные мошенники при посредничестве операторов мобильной связи продолжают изобретать новые "сравнительно честные способы отъема денег у населения", а кубанцы по-прежнему попадаются на их удочку.

Старые схемы телефонного мошенничества на новый лад

Коллективное бессознательное

Ради денег мошенники не гнушаются самым святым. Месяц назад весь Краснодарский край искал донора для умирающего ребенка. Мне, например, позвонил друг и тревожным голосом сказал, что срочно нужна III группа крови с отрицательным резус-фактором. На следующий день я получила еще два сообщения с одинаковым текстом: "Разошли, пожалуйста, по всем знакомым (попросили). Ребенку нужен донор, 3-я минус группа крови (очень редкая), ребенок умирает. Тел.: 89501950942. Екатерина Евгеньевна". В свою очередь, люди, приславшие мне это сообщение, узнали об умирающем ребенке от своих друзей и знакомых, которые также из благих побуждений решили помочь. Финалом истории о "третьей отрицательной группе крови" стал звонок в редакцию от пострадавшей. Женщина, позвонившая в "МК" на Кубани", сообщила, что после звонка по указанному в SMS номеру с ее счета сняли 300 рублей. Что ж, у тех, кто цинично наживается на трагедии — пусть даже вымышленной, — хорошие аппетиты.

Поразительно, но мысль о том, что дело нечисто, возникла лишь после того, как информация о поиске донора поступила от нескольких людей, совершенно друг с другом незнакомых. Первоначально же, могу судить по себе, человек поддается некому импульсу поставить в известность всех своих знакомых — и как можно быстрее. Ведь умирает ребенок!

На это и расчет. Неслучайно и то, что требуется донор именно с редкой группой крови, третьей отрицательной, а не с первой положительной, скажем. Редкая группа крови — больший охват населения.

Кстати, некоторое время назад в блогах и социальных сетях "гулял" подобный статус с указанием телефона. Правда, Екатерина Евгеньевна, она же Марина, жила в Новотроицке, а ребенок "умирал" то в Оренбурге, то в Москве, то вообще в Татарстане. Видимо, к этому уже привыкли, "глаз замылился", и способ заработка, называемый "лохотроном" в народе, перестал быть доходным. Теперь мошенники начали обрабатывать абонентов сотовой связи. Причем, для жителей Краснодарского края информацию о Новотроицке предусмотрительно убрали из сообщения.

Между тем номер 89501950942 зарегистрирован в Свердловской области и принадлежит сотовому оператору "Мотив" города Екатеринбурга. Для подобного рода сообщений, рассчитанных на родительский инстинкт, могут использоваться и другие телефонные номера: 89279518739, 89174832971, 87012544410, 89285095351, 89501950942, 89501950945, 89048387167, 89053164333, 84953164333, 80953164333, 89163339095, 80673339095, 89058232584. Достаточно присмотреться и подключить логику, чтобы понять: многие из них зарегистрированы не в нашем регионе. Тогда почему же Кубань подверглась массовой истерии?

Психологи считают, что в целом у жителей России повышенный уровень тревожности. Видимо, дает о себе знать наша великая история с ее войнами, голодом и репрессиями, да и напряженность современной жизни тоже заметно сказывается. Этим и пользуются мошенники. Достаточно вспомнить, как после теракта в аэропорту Домодедово сотни россиян получили сообщение: "Мам, я в больнице. Кинь 500 р. на счет". Мошенники "били" в самое слабое место.

По сути дела, такого рода сообщения — просто провокация, но "включается" коллективное бессознательное: тревога, паника. Человек попадает во власть эмоций. А разного рода SMS "для мам" успешно работают, и по сей день принося неплохие барыши.

Ловля на живца

Ели вышеописанные способы мошенничества рассчитаны на особенности русской души, то SMS-рассылки, о которых далее пойдет речь, рассчитаны исключительно на глупость и желание быстро разбогатеть.

"МТС" (точнее, краснодарское представительство компании) продолжает "радовать" своих абонентов новыми платными сервисами, о которых сами абоненты зачастую узнают лишь в тот момент, когда их номер неожиданно заблокируют. Как правило, тогда же выясняется, что на счете отрицательный баланс и абоненту следует погасить задолженность.

В предыдущих публикациях мы рассказывали о различных SMS-викторинах, отвечая на глупые вопросы которых можно было теоретически выиграть автомобиль BMW X3. Оказалось, что это всего лишь способ продвижения услуги "Контент". То есть абоненту "МТС", отправившему сообщение на короткий номер 2009, просто предоставлялась возможность скачивать картинки для телефона. Только обходились они в кругленькую сумму.

В нынешнем году краснодарский филиал "МТС", надо полагать, совместно с тем же партнером, ООО "Велти мобильные маркетинговые решения", проводит еще более масштабный розыгрыш. Партнеры изменили стиль работы. Теперь в рассылках к абонентам персонально обращаются. Нет, пока еще не по имени-отчеству, но с указанием именно твоего номера телефона. И никаких викторин. С различными вариациями смысл сообщения сводится примерно к одному: "Внимание (номер абонента)! Выберите сейчас и выиграйте сегодня: 1. "Мерседес Е200". 2. AUDI А5. 3. BMW X3. Направьте 1, 2 или 3 на 2010 по вашему выбору и получите отличный дополнительный бонус в помощь!" А можно отправить только 1 или 2 на тот же номер и получить 10 баллов "в счет автомобилей" "Мерседес GLK" или Range Rover Evoque. Но 10 баллов превратятся в 50000 баллов, если активировать их в пользу "Мерседес GLK"!

В розыгрыше пять автомобилей, аттракцион невиданной щедрости! Кроме того, в призовом фонде каждый день — до 1 млн рублей и до 2 млн "деревянных" — каждое воскресенье! И, конечно же, множество дополнительных баллов в пользу автомобиля вашей мечты. Всего-то за одно SMS! И "только для абонентов "МТС"!

Стоимость одного такого SMS на номер 2010 — всего 42,34 рубля (включая НДС), вот только ни в одном сообщении об этом не сказано. Информацию можно узнать, лишь зайдя на сайт акции.

Та же схема принудительной покупки контента, тот же развод на деньги. Но в отличие от прошлого года сбивает с толку персонализация и обращения именно как к абоненту сети "МТС".Использование короткого номера 2010 очень выгодно для быстрой наживы. Обычно такие номера предоставляются в аренду самими операторами сотовой связи. Надо полагать, "Макрорегион "Юг" значительно увеличивает доходы с каждого абонента за счет реализации на номере дополнительных услуг. Да и контент-провайдер не в накладе. В качестве компенсации за предоставляемые услуги последний получает до 40 % стоимости трафика на арендованном номере. Но большая часть стоимости сообщения, отправленного абонентом, достается  "МТС".

Одолевают абонентов "Макрорегион "Юг" и SMS другого характера, тоже персональные. В последнее время участились случаи рассылки c информацией о MMS, получить которое можно, перейдя на указанный сайт. Адреса сайтов выглядят достаточно странно: http://x.co/bLxb, http://bazamms.ru/mms107, http://center-mms.com/mms108, http://rurls.ru/33K. Я решила проверить адреса, зайдя в Интернет с компьютера. Как и следовало ожидать, никаких MMS не обнаружилось. Первая и последняя ссылки приводят на подозрительные сайты, где предлагается "скачать аську для андроида". А страницы с указанием номеров MMS (107 и 108) были сразу заблокированы антивирусной системой компьютера. То есть в сообщении приходит ссылка на сайт, распространяющий вирус. Попадая в телефон, вирус без ведома абонента рассылает сообщения на платные номера и распространяется по номерам из телефонной книжки. Естественно, такая телефонная спам-атака в восторг не приводит.

Но и жалобы в краснодарское представительство компании не приносят результатов. Руководство попросту бездействует, и "Макрорегион "Юг", продолжая свою политику, по-прежнему нагло наживается за счет абонентов. Все ответы на жалобы абонентов сводятся к одному единственному — "мы тут ни при чем". Хорошо устроились, нечего сказать. Интересно, какова была бы реакция самого топ-менеджмента компании, если бы их постоянно терроризировали этими рассылками?

Ясное дело, рассылка всякой ерунды происходит без согласия абонентов, но с позволения оператора сотовой связи. Почему же тогда абонент, уставший от разного рода назойливых предложений, не может от них отказаться?! Каждый раз при попытке сделать это выясняется, что отказ от каждого вида рассылки — платное удовольствие. Но ведь услугу-то никто не заказывал! Это уже называется нарушением прав граждан. Если учесть, что ежедневно на номера абонентов присылаются тысячи сообщений от мошенников, то представительство "МТС" в Краснодарском крае и вовсе является их пособником, а это уже дело уголовно наказуемое.

Вмешательство в частную жизнь, мелкое хулиганство, телефонный терроризм — можно называть это по-разному, но суть от этого не изменится. А если посредством таких вот SMS-рассылок готовится преступление? Вспомним прошлый День города в Краснодаре, когда многие получили сообщения о якобы готовящемся теракте. Речь идет о тех самых загадочный гробах (которых, правда, никто не видел) и гвоздИках (или гвОздиках), найденных в них. И пусть это была всего лишь информационная атака, но праздник был сорван.В случае же реальной угрозы для жизней кубанцев посредническая политика местного "МТС" выглядит преступной.

"МК" на Кубани" тоже иногда поступают разного рода "выгодные" предложения. Но за материалы, которые печатаются в нашем издании, согласно закону мы несем ответственность. И так же, согласно закону, ответственность несет и оператор мобильной связи за ту информацию, которая предоставляется абонентам посредством рассылок. Однако в "МТС" об этом напрочь забыли.

В данный момент в редакцию продолжают приходить  письма абонентов, так или иначе пострадавших от "МТС". Возмущение тех, за счет кого пополняет свой бюджет местное представительство компании, достигло предела. Люди настолько устали от спама, который им навязывается и за который вымогаются деньги, что готовы вообще сменить оператора.

Мы не можем не реагировать на письма читателей. Поэтому "МК" на Кубани" начинает подготовку к масштабной кампании протеста. Мы обращаемся к руководству компании с просьбой публично прокомментировать через нашу газету сложившуюся  ситуацию, а также предоставить сведения о контент-провайдерах, «засыпавших» спамом абонентов.

P. S. Уважаемые читатели "МК" на Кубани", просим вас и в дальнейшем информировать нас о некачественном сервисе оператора связи.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру