На прошлой неделе глава краевой администрации решил расширить рамки интернет-общения с народом и преподнести жителям Краснодарского края новый для себя формат беседы – интернет-конференцию. Заметим, что для отдельных чиновников края это стало уже привычной практикой. Так, регулярно на вопросы интернет-пользователей отвечает мэр краевой столицы Владимир Евланов (от Сети он, заметим, в свое время и пострадал, когда Дмитрий Медведев из своего блога узнал о происходящем вокруг краснодарского Вечного огня) и некоторые его подчиненные. Однако происходит это, как правило, на базе сторонних новостных сайтов. Ткачев же решил обойтись собственными силами: конференция проходила на его личной странице antkachev.ru.
Сразу оговоримся: по сути, мероприятие не было классической онлайн-конференцией в реальном времени. Большая часть вопросов была прислана пользователями заранее и прошла модерацию. Соответственно, возможность заранее подготовить ответы на них у главы региона была. Чего, впрочем, он и не скрывал. Более того, с утра в четверг (когда конференция и должна была начаться) Ткачев внезапно вылетел в Москву, так что начало разговора было перенесено на 15:00. По официальным данным, за три дня на сайт пришло более 250 вопросов. Интересно было наблюдать, как то ли в попытке выслужиться, то ли в попытке повысить статус мероприятия корреспонденты одного из основных кубанских телеканалов меняли это число в одном и том же новостном выпуске: в анонсе сюжета об онлайн-конференции была объявлена та же официальная цифра, ведущий выпуска увеличил ее до "почти трех сотен вопросов", а в самом сюжете его автор заявил о "почти что полутысяче". А вот что сказал сам губернатор, открывая конференцию: "Дорогие друзья! Я рад приветствовать всех, кто решил принять участие в таком современном диалоге! Я надеюсь, это общение будет интересным и полезным и для меня, и для вас.
За три дня на сайт пришло более 250 самых разных вопросов о проблемах ЖКХ и медицины, спорта и жизни инвалидов, работе правоохранительных органов и так далее. Спасибо всем, кто их присылал! Для меня важно, что мы сможем решить и общие проблемы, за которыми стоят тысячи человек, и проблемы конкретных людей.
Понимаю, что физически не смогу за 2 часа ответить на все поступившие вопросы. Я отвечу на самые часто задаваемые. Но после конференции обязательно проработаю каждое обращение". Всего Александр Ткачев ответил на 25 вопросов – то есть чуть меньше чем на каждый десятый. Сразу скажем: среди них было и два вопроса корреспондентов "МК" на Кубани". Похоже, что мы установили небольшой рекорд. Причем губернатор оставил эти вопросы напоследок. Один из них задала журналист "МК" Наталья Кажан. Он касался слухов о том, что чиновниками было подписано некое тайное указание "сократить поголовье инвалидов". Напомним, о существовании подобного распоряжения заговорили после публикации в одном из блогов истории Анны Арюткиной, пытавшейся оформить инвалидность своей дочери. Согласно сообщению, у девочки имеются неврологические нарушения.
В связи с подозрением на детский церебральный паралич Арюткина намеревалась оформить инвалидность дочери. Женщина рассказала, что районные медики отказались оформлять инвалидность, назвав имеющиеся у ее дочери нарушения незначительными. Они также предложили матери обратиться с этим вопросом в Краснодарский краевой медицинский центр. Комиссия сотрудников центра, в свою очередь, не стала готовить необходимые документы, сославшись на указание губернатора о "сокращении поголовья инвалидов" в регионе. По словам Арюткиной, посетившей медучреждение 30 июня, в тот день никому из приехавших в медцентр не удалось оформить инвалидность ребенка.
И вот что ответил Ткачев: "Я поручил детально разобраться в ситуации и направил в Каневскую специальную комиссию. Сейчас она работает с семьей и медиками района. Самое важное, конечно, помочь с обследованием и лечением ребенка. Кроме того, будет проведено переосвидетельствование девочки в федеральной службе медико-социальной экспертизы в Москве. Ребенку мы будем помогать. Что касается "распоряжения о сокращении численности инвалидов", то эту очевидную чушь я даже не буду комментировать". Тут же в новостях был показан сюжет, в котором рассказывалось о том, что девочке будет оказана необходимая правовая и медицинская помощь. А 8 июля глава Федерального медико-биологического агентства России Владимир Уйба распорядился направить бригаду экспертов в Краснодарский край для вынесения окончательного решения относительно девочки, которой отказали в инвалидности.
Мы надеемся, в этом есть и заслуга корреспондентов "МК", и продолжаем следить за ситуацией. К слову, нам тоже показалась подозрительной информация о неком таинственном распоряжении подобного рода. Более того, порой ситуация складывается прямо противоположным образом, о чем "МК" уже неоднократно писал: зачастую возникает ощущение, что у медиков существует таинственный "план по инвалидам", в результате чего дееспособности лишаются вполне здоровые дети. Так что, скорее всего, в данном случае речь идет о простом разгильдяйстве.
Второй вопрос задал я лично. Вот он: "Александр Николаевич, на Кубани сейчас действует много программ в области здравоохранения – всевозможные Дни здоровья, "Кардиодесанты" и так далее. Знаете ли вы о негативной реакции на подобные мероприятия простых врачей? Зачастую медики говорят, что ради показухи, бюрократической писанины и чтения лекций их отрывают от настоящей работы. Не лучше ли развивать качественную сельскую медицину, чем тратить бюджетные средства на показательные акции?"
А вот ответ губернатора: "В чем идея кардиодесантов и онкопатрулей: в том, чтобы спасти жизни тех людей, которые привыкли обращаться к врачу только в самом крайнем случае, когда уже припечет. А это, как правило, случается в тот момент, когда уже поздно что-то делать, медицина уже бессильна. И ради того, чтобы спасти – поверьте, я не преувеличиваю – десятки тысяч жизней, мы и привлекаем лучших специалистов ведущих краевых клиник. Десанты и патрули пропустили через себя около двух миллионов человек. Выявили болезней на начальном этапе или фоновую предрасположенность у тысяч людей. Одних туберкулезников больше тысячи. А люди даже не подозревали о том, что они больны. 30 % диабетиков и гипертоников находились в зоне риска.
Так вот, всех этих людей мы спасли от смерти. А чтобы поднять сельскую медицину у нас есть программы, кадры, планы – но это тема для отдельного разговора". А вообще же первым вопросом, на который ответил Александр Ткачев, стал вопрос про судьбу Сергея Цеповяза. Напомним, одного из основных фигурантов кущевского дела накануне онлайн-конференции отпустили из-под стражи. Его больше не обвиняют в убийстве, и реальный срок Цеповязу, по всей видимости, не грозит. Вот что думает на этот счет глава администрации региона: "Хочу сразу заявить: Сергей Цеповяз причастен к преступлению. Правоохранительные органы, основываясь на статье "Заранее не обещанное укрывательство преступления", выпустили его под домашний арест. Но этот человек находится под следствием, и он пойдет под суд. Кроме того, в материалах дела фигурирует два Цеповяза. И вина ни с кого не снята. Давайте дождемся завершения следствия".
Немного статистики: в беседе наблюдался очевидный перекос в сторону спорта. Семь вопросов из уже упомянутых 25 были посвящены именно этой теме (для сравнения: только один вопрос был посвящен сельскому хозяйству – при всех очевидных проблемах с погодой, африканской чумой свиней и прочими напастями). Причем некоторые из них были, гм, несколько не губернаторского уровня. Например, вот такой: "Здравствуйте, Александр Николаевич! До 1 мая текущего года по телеканалу НТК в 6:50 и 7:50 выходила в эфир передача "На зарядку становись", в которой демонстрировались прекрасные физические упражнения, подходящие для любого возраста.
С 1 мая в эфир не выходит ни одна подобного рода передача, посвященная здоровому образу жизни. Убедительно прошу Вас оказать содействие в выпуске подобных программ в утреннее время". Ну в самом деле – что, нет на Кубани других забот, кроме "На зарядку становись", и нет у Александра Ткачева других дел, кроме как составлять эфирную сетку местных телеканалов? Купите себе спутниковую тарелку, найдите какой-нибудь спортканал и заряжайтесь по утрам, в конце концов.
Еще вопрос, про стадион в Щербиновской: "На стадионе нет трибун, забор давно разрушен, вокруг стадиона заросли травы. Немногочисленные болельщики сидят прямо на траве и пьют пиво, оставляя после себя мусор, т. к. нет ни одной урны. И местной власти до этого безобразия нет никакого дела". Печально, что власти не ремонтируют стадион, но, во-первых, распитие пива в общественных местах как бы вообще запрещено, а во-вторых, это глава администрации станицы Щербиновской лично должен приходить и убирать за невоспитанными жителями станицы? Или, быть может, самому Ткачеву приехать в райцентр и организовать субботник по очистке стадиона от пивных бутылок? Или губернатору следует каким-то образом разобраться с проблемой немногочисленных болельщиков, создав многочисленную армию фанатов щербиновских команд? К сожалению, позиция "барин к нам приедет, барин нас рассудит" все еще очень распространена в нашей стране и на Кубани.
Вопрос этического характера: нужно ли со своими проблемами (даже самыми серьезными) обращаться напрямую к главе региона или государства? И, с другой стороны, должен ли этот глава делать исключения для тех, кто смог достучаться до него? Как, к примеру, произошло с ветераном войны, оставившим сообщение на сайте: "С октября 2010 года я прошу администрацию города Новороссийска выделить мне дачный участок, чтобы я мог в теплое время жить на природе. Администрация Новороссийска ответила мне, что они поставили меня в льготную очередь. Но мне не нужна очередь, которую нужно неизвестно сколько ждать. Мне нужно решение моего вопроса. Я написал Вам, написал Бекетову, мне ваши клерки прислали отписки, что мои письма отправлены в администрацию Новороссийска, а оттуда тишина". "Льготного предоставления дачных участков ветеранам войны на самом деле нет. И официальные ответы отписками считаться не могут, потому что они разъясняют букву закона. Тем не менее я созвонюсь с Синяговским, и сегодня или завтра Владимир Ильич Вас примет", – ответил губернатор.
Не является ли это порочным кругом? Прекрасно, что Александр Ткачев занялся проблемой лично и оперативно помог ветерану (как помог он и девочке из приведенного выше примера). Но смысл в том, что, если глава региона вынужден лично реагировать на то, чем должны заниматься его подчиненные, – это плохой симптом. Значит система не работает, значит чиновники зря едят свой хлеб. Вот, к примеру, письмо из Тенгинской: "Уважаемый Александр Николаевич! Меня интересует, выделяются ли из краевого или федерального бюджета денежные средства на постройку жилья сиротам. Александр Николаевич, у нас край, я считаю, один из лучших в России и даже Европе. Александр Николаевич, вы очень много уделяете краю внимания, следите, чтобы он был сбалансирован, но я считаю, что про сирот нельзя забывать, они не виноваты, что у них нет возможности. На данный момент я тоже жду квартиру, и у меня и жена, и ребенок. Очень тяжело бегать по съемным квартирам.
Сколько времени ждать жилье?" И ответ на него: "Всего два года назад краю были переданы полномочия по предоставлению жилья детям-сиротам. До этого ответственность несли муниципалитеты. Но районы не выделяли жилья, давали всего по 20 квартир в год на всех – и то приобретали на вторичном рынке. Такими темпами это все продолжалось бы до скончания века! Мы получили очередь в полторы тысячи человек. Поэтому приняли решение ежегодно выделять по триста новых квартир. И думаю, что максимум через два года мы полностью закроем проблему. В том числе и в Усть-Лабинском районе. Поручу главе взять вашу семью на особый контроль". Хорошо, что хотя бы одну семью "возьмут на особый контроль". Но ведь остаются еще сотни семей, чьи дела на контроль не возьмут, – ведь они не отправляли вопрос на сайт губернатора.
И ведь мы видим это на всех уровнях. Люди со своими проблемами идут во все высокие инстанции – вплоть до Президента. Если их истории просачиваются в СМИ или размещаются на сайтах представителей власти, то дело сдвигается с мертвой точки. Но чиновники высокого ранга просто не могут проконтролировать деяния всех своих подчиненных и вынести решения по всем острым вопросам. Да и не должны они это делать. К сожалению, много вопросов (в том числе и наших) осталось за бортом онлайн-конференции. И были среди них весьма и весьма острые и злободневные. Мы спрашивали и про "дачу патриарха" на побережье Черного моря, и про вопиющую ситуацию с памятниками Великой Отечественной войны, складывающуюся в крае, и про Туапсинский балкерный терминал, недавно остановленный (опять же – лично остановленный, в режиме прямого управления!) Дмитрием Медведевым. Надеемся, все эти вопросы не остались без внимания и когда-нибудь мы сможем побеседовать с губернатором и о них.
И немного дегтя. Программистам сайта Александра Ткачева еще работать и работать. Самый распространенный баг, с которым столкнулись многие из желающих задать вопрос, – попросту невозможность это сделать: онлайн-конференция оказалась совсем недружелюбной к некоторым распространенным интернет-браузерам. Кроме того, часто вопросы не отправлялись, а программа ссылалась на якобы присутствующую в сообщении нецензурную брань. После нескольких обновлений окна браузера проблема исчезала. Впрочем, ненадолго. Ну и в ходе самой конференции багов хватало. Вопросы и ответы то исчезали, то менялись местами, их порядок не соответствовал времени размещения, а сгруппировать их по темам никак не удавалось. То есть отслеживать ход беседы было весьма непросто. В принципе, проблемы некритичные, хочется думать, что к следующему подобному мероприятию они будут устранены.
В общем, все завершилось по графику. "Спасибо вам большое за вопросы! И вообще спасибо всем, кто посетил и посетит сегодня сайт! Я немного волновался, но мне было очень интересно общаться с вами. К тому же я получил много полезной информации и эмоций после этого общения. Надеюсь, у вас впечатлений не меньше. Вопросы, на которые ответить не успел, я обязательно проработаю, если потребуется, направлю в краевые службы и контролирующие органы, чтобы в них разобрались специалисты. Ответы будут размещены на моем сайте", – заявил по окончании конференции сам Ткачев.
Мы же, в свою очередь, будем информировать наших читателей об этих ответах. Если же подобная конференция состоится в будущем, мы примем участие и в ней. Все же не так часто удается спросить что-то у первого лица региона.